Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

ГОСЗАКУПКИ: ФАС России разъяснила спорные вопросы в государственных закупках

23.08.2019
ГОСЗАКУПКИ: ФАС России разъяснила спорные вопросы в государственных закупках


Заявку участника не отклонят из-за отсутствия товарного знака, даже если его наличие предусмотрено ГОСТом
Если заказчик потребовал товар с характеристиками, соответствующими ГОСТу, участник должен предложить товар именно с ними. ФАС отметила, что это касается только требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара. Наличие или отсутствие товарного знака к ним не относится. Кроме того, ГОСТы не могут обязывать зарегистрировать товарный знак, так как по ГК РФ это право, а не обязанность производителя.
Таким образом, заявку участника нельзя отклонить, если он не указал товарный знак или тот отсутствует. Напомним, данной позиции ФАС придерживалась и ранее. С ведомством согласны и суды, например АС Северо-Западного округа, АС Восточно-Сибирского округа. Однако встречается другой подход. В частности, комиссия отклонила заявку за отсутствие товарного знака, тогда как по ГОСТу он должен быть отлит на люке. Кемеровское УФАС согласилось с таким основанием.
В другом случае 15-й ААС поддержал решение комиссии отклонить участника за неуказание товарного знака автомобильных шин. Причина — он был предусмотрен не только ГОСТом, но и техническим регламентом Таможенного союза, по которому товар проходит обязательную сертификацию. Дополнительно суд учел, что автомобильных шин без товарного знака не существует.

Участник не может подтвердить соответствие дополнительным требованиям о наличии опыта строительных работ договорами субподряда


Чтобы подтвердить соответствие доптребованиям о наличии опыта строительных работ, участник представляет копии исполненного контракта (договора), акта выполненных работ со всеми обязательными реквизитами и подтверждением стоимости исполненного контракта (договора), а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Речь идет о строительных работах, указанных в п. 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства № 99 от 04.02.2015 года.
ФАС уточнила: эти документы должны быть выданы именно на участника закупки. Подтвердить соответствие доптребованиям можно только контрактами (договорами) генерального подряда.
В подтверждение своей позиции ФАС привел судебную практику.
Отметим, недавно Верховный суд пришел к противоположному выводу: законодательство о контрактной системе не обязывает участников подтверждать опыт работ исключительно договорами генерального подряда.

НМЦК для закупок услуг ОСАГО устанавливают в пределах значений базовой ставки тарифа с учетом возможного снижения по результатам закупки


Минимальные и максимальные значения базовой ставки определяет Банк России. Заказчик выбирает любое значение в установленных пределах, но так, чтобы страховые организации могли снижать размер страховой премии.
ФАС России напомнила, что данные организации не могут занижать значения базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Это нарушает законодательство о страховании.
Отметим: по мнению судов, заявки с заниженными коэффициентами и базовыми тарифами нужно отклонять. Например, к таким выводам пришли Верховный Суд РФ, АС Западно-Сибирского округа.

Документ: Письмо ФАС России от 19.06.2019 г. № МЕ/51304/19

ГОСЗАКУПКИ: ФАС поправила комиссию заказчика, неправильно применившую инструкцию по заполнению заявки

Заказчик в числе прочих параметров установил в документации требования к позиции «решетки вентиляционные квадратные и прямоугольные». Участник указал в заявке характеристики только квадратных решеток.

Комиссия отклонила заявку. В инструкции по заполнению заявки указано: союз "и" означает, что участник должен предложить значения показателей каждого типа товара. То есть нужно было представить характеристики и квадратных, и прямоугольных решеток.

ФАС России не согласилась с решением комиссии. Слова «квадратные и прямоугольные» указаны в столбце «Наименование товара», а не в столбце «Требуемое значение». Следовательно, в этом случае нельзя применить указанное положение инструкции.

Рекомендуем не объединять несколько типов товара в одну позицию, если необходимо получить характеристики каждого из них.

Документ: Решение ФАС России от 17.06.2019 г. по делу № 19/44/105/1626


ГОСЗАКУПКИ: Судебная практика по Закону № 44-ФЗ: обзор за 12 – 16 августа

Участникам закупки

Не любой сертификат СТ-1, выданный производителю мебели, подойдет поставщику для участия в закупке

Есть два вида сертификатов СТ-1. Одни выдаются всем желающим, включая производителей, для участия в закупке и прекращают свое действие после ее завершения. Другие выдаются только производителям на срок до одного года.

Если поставщик хочет представить сертификат, оформленный на производителя, подойдет только документ второго вида.

Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 16.05.2019 г. по делу № А43-30255/2018.

Учитывайте, что заказчик может снизить на 15% предложенную вами цену поставки импортного товара

Заказчик проводил аукцион на поставку компьютерного оборудования, установил преференции для товаров из ЕАЭС.

Победителем стал участник, который предлагал товар не из государства — члена ЕАЭС. Заказчик при заключении контракта снизил предложенную победителем цену на 15%.

Суд поддержал заказчика. В других заявках предлагались отечественные товары. При таких обстоятельствах заказчик обязан снизить цену, предложенную победителем, на 15%.

Спор касался применения утратившего силу Приказа Минэкономразвития № 155. В настоящее время действует Приказ Минфина N 126н, предусматривающий похожие правила.

Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 10.04.2019 г. по делу № А43-25672/2018.

Заказчикам

Требуйте заключение экологической экспертизы при закупке противогололедных реагентов

Заказчик закупал противогололедные реагенты (ПГР). Экологический фонд пожаловался на закупку: заказчик не потребовал от участников представить положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Суд округа этот довод поддержал. Если заказчик не требует представить в составе заявки на участие в аукционе заключение, он нарушает законодательство и действует в ущерб добросовестным участникам. Аналогичной позиции придерживается ФАС.

Кроме того, ведомство считает, что при закупке услуг по содержанию объектов дорожного хозяйства с применением ПГР в проекте контракта нужно установить два требования:

• подрядчик должен использовать ПГР, в отношении которых есть положительное заключение;

• подрядчик обязан представить заключение заказчику до начала выполнения работ.

Документ: Постановление АС Московского округа от 08.08.2019 г. по делу № А40-265140/2018.

Комиссия заказчика вправе проверить наличие лицензии, но не законность ее использования

По мнению участника закупки, комиссия должна была отклонить заявку победителя, ведь он нарушал лицензионные требования.

Суд отклонил жалобу и указал, что комиссия проверяет наличие лицензии, а не законность ее получения или соблюдение лицензионных требований.

Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 05.08.2019 по делу N А04-2/2019.

При закупке услуг по вывозу мусора установите место действия лицензии

Заказчик потребовал от участников закупки, чтобы у них была лицензия на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I – IV классов опасности.

Один из участников подал жалобу: заказчик должен требовать лицензию с указанием территории, в границах которой расположено место исполнения контракта.

УФАС и суды поддержали подателя жалобы.

Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 31.07.2019 г. по делу № А73-21426/2018.

Уровень ответственности члена строительной СРО должен соответствовать цене контракта

Участник аукциона во второй части заявки представил выписку из реестра членов СРО, из которой следовало, что у него:

• первый уровень ответственности по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда;

• второй уровень ответственности по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств.

Комиссия заказчика признала участника победителем.

Участник, занявший второе место, обжаловал действия комиссии. Он утверждал, что заявку победителя нужно было отклонить. Победитель имел первый уровень ответственности по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда, и мог заключить контракт с ценой не больше 60 млн. руб. (а предложил более 62 млн. руб.). Суд округа посчитал жалобу обоснованной.

Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 30.07.2019 г. по делу № А70-14006/2018.

Если проигнорировать поступивший проект контракта на водоснабжение, он будет считаться заключенным

Ресурсоснабжающая организация направила государственному заказчику контракт на водоснабжение и водоотведение. Учреждение не отреагировало.

Она обратилась в суд с иском о признании контракта заключенным и взыскании задолженности по нему.

Суд удовлетворил требования и указал: если абонент в течение 30 дней не представил письменный отказ от заключения договора, по Закону о водоснабжении и водоотведении он считается заключенным.

Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 02.08.2019 г. по делу № А56-33424/2018.